Эмоции сопровождают человека на всем пути жизни: от рождения и до самой смерти. Более того, доказано, что первые эмоциональные отклики проявляются еще при беременности. У пяти-шестимесячного плода уже присутствуют реакции удовольствия-неудовольствия. Но серьезно рассматривать развитие эмоций у детей стоит все же с момента их появления на свет.
Выделяют четыре этапа развития эмоций:
Новорожденный, младенчество, с 3-4 до 12-14 лет, формирование высших эмоций (до 22 лет).
На первом этапе развитие эмоций у детей сводится к преобладанию инстинктов, на основе которых и начинают формироваться основные эмоции. Для новорожденного характерно переживание отрицательных эмоций как ответ на негативное влияние факторов внутренней и внешней среды, например, холод, вздутие кишечника. Сопровождаются эмоции криком и плачем для привлечения внимание матери к устранению проблемы, вызвавшей дискомфорт. Можно возразить, что уже с первых дней жизни на лице малыша часто проявляется улыбка. Увы, это рефлекторная реакция, отражение влияния события внешнего мира, улыбка впервые возникает через несколько недель. Еще одним важным событием на втором этапе является «комплекс оживления» - двигательная реакция, которая сопровождается улыбкой при появлении взрослых.
Для младенчества характерны эмоции на основе ощущений приятного-неприятного, удовольствия-неудовольствия. Под влиянием этих чувств отмечается постепенное формирование отношения малыша к близким людям.
На третьем этапе наблюдается постепенное развитие эпикритических (корковых) эмоций. Постепенно уходит обязательная связь между эмоциями детей и какими-то органическими потребностями, эмоциональная сфера выходит на более высокий уровень функционирования.
Четвертый этап характеризируется формированием высших эмоций. Человек получает возможность управлять внешними проявлениями эмоций, чувства становятся подвластны разуму и здравому смыслу.
Стоит отметить, что одни и те же события вызывают совершенно разные эмоции у детей в разные годы жизни. К примеру, у новорожденного удаляющееся лицо матери не вызовет никакого беспокойства, ребенок постарше будет активно протестовать такому факту, а подростка может вообще обрадовать перспектива остаться дома одному. Возьмем проявление страха. Малыш побежит искать защиты у взрослых, но эмоции детей старшего возраста будут нести другую окраску. Бегство уже ассоциируется с чем-то постыдным, поэтому подросток или будет пытаться занять более выгодную позицию, или вообще проигнорирует угрозу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий